В будущее — с гордо поднятой головой

  • 09 октября 2023 11:13:35
  • Отзывов: 0
  • Просмотров: 98
  • 0

Маргарита Рыбинская, руководитель физического воспитания яслей-сада № 247 г. Минска

Мария Бутенко, воспитатель дошкольного образования яслей-сада № 247 г. Минска

В будущее — с гордо поднятой головой

Стремление родителей приобщить ребёнка к передовым технологиям, к изучению иностранных языков, подталкивание к получению престижных профессий — всё это поглотило основные вехи воспитания: уважение, гордость за свою землю, изучение родной культуры. В связи с этим нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — одна из основных задач, которая решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Так воспитывают не только патриотические чувства, но и формируют взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками, прививают любовь к родным местам, ощущение неразрывности с историей, желание стать патриотом своей страны.

Патриотические чувства прививаются благодаря тому, что видит перед собой воспитанник, что вызывает отклик в его душе. Пропущенные через детское восприятие эмоции играют огромную роль в становлении личности. Нравственно-патриотическое воспитание — сложный педагогический процесс, поэтому он имеет протяжённость (учебный год) и определённые этапы.






Этап 1. Экскурсия в Музей боевой славы

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к историческому прошлому Республики Беларусь, к изучению подвига белорусского народа во время Великой Отечественной войны.

В ходе экскурсии воспитанники знакомятся с событиями Великой Отечественной войны, рассматривают памятники, награды героев, фотографии, военную атрибутику и технику, чтобы прочувствовать силу героизма и любви к Родине.

 

Этап 2. Выставка «Беларусь историческая»



Цель: получение знаний об исторических событиях на примере литературы и искусства.

Воспитанники посещают городскую библиотеку имени Янки Купалы, чтобы узнать, как при помощи книг бережно сохраняются история страны, достижения знаменитых белорусов, красота городов, памятники и природные объекты.

 

Этап 3. Народные праздники



Цель: закрепление знаний основ истории, фольклорных народных элементов в деятельности.

Только зная историю, изучая быт белорусов, можно стать патриотом своей страны.

 

Этап 4. Тематические прогулки по Минску



Цель: знакомство с родным городом.

Воспитанники знакомятся с улицами и переулками, площадями и проспектами города Минска, его объектами. Это парки и скверы, набережная реки Свислочь, Дом правительства, стадионы и учебные заведения, выставки и места досуга.


Этап 5. Памятники ближайшего окружения



Цель: объяснение детям дошкольного возраста понятий «памятник», «монумент», значения этих объектов для страны.

Воспитанники путешествуют к памятникам Бориса Окрестина, героя Великой Отечественной войны, Якуба Коласа, где прослушивают произведения писателя. У памятника Владимиру Мулявину звучат песни о родине на белорусском языке.


Этап 6. Природа родной страны и её охрана




Цель: приобщение детей дошкольного возраста к созидательному труду на благо родного края.

Воспитанники отправляются в туристический поход, совмещая отдых и труд на природе, участвуют в экологическом конкурсе «Сохрани природу потомкам».


Этап 7. Белорусское музыкальное искусство




Цель: формирование представлений детей дошкольного возраста о белорусских народных инструментах, народных песнях, белорусских композиторах.


Воспитанники с педагогами и родителями посещают концерты оркестра и ансамбля белорусских народных инструментов по приглашению Белорусского государственного университета культуры, слушают замечательные рассказы студентов, бывших выпускников яслей-сада № 247.

 

Этап 8. Спорт в нашей стране



Цель: закрепление представлений о спортивных объектах города Минска, знаменитых спортсменах, заботе государства о здоровом образе жизни своих граждан.

Воспитанники посещают школьные стадионы, узнают, что школьники делают в определённых спортивных зонах стадиона (беговая дорожка, прыжковая яма, турники и т. д.) на занятиях физической культурой (становятся юными спортсменами — легкоатлетами).

 

Этап 9. Спортивный военно-патриотический праздник

Цель: формирование чувства патриотизма, обобщение и конкретизация представлений о службе в армии, родах войск, видах военной техники посредством приобщения дошкольников к физической культуре и спорту.

Воспитанники на спортивном празднике проходят «боевую» подготовку, закрепляют умения работать в команде, знакомятся с военной терминологией, названиями войск, военной техники.


Юные защитники Отечества


Средство воспитания патриотизма — физическая культура и спортивная деятельность ребёнка, поскольку дошкольники наиболее эффективно развиваются в процессе собственной активности. С юных лет человек должен понимать, что своё наследие нужно не только любить и гордиться им, но и защищать его. Формирование у детей уважительного отношения к белорусской армии, к сотрудникам силовых структур, развитие различных физических качеств позволяет воспитывать современного патриота.

Спортивный праздник «Юные защитники Отчества» — продолжение педагогического проекта по нравственно-патриотическому воспитанию. Представленные выше этапы можно завершить подобным праздником, приуроченным к государственным праздникам с военно-патриотической тематикой, например дням:

·       защитника Отечества 23 февраля;

·       Победы — 9 мая;

·       пограничника — 28 мая;

·       независимости Республики Беларусь — 3 июля;

·       воздушно-десантных войск — 2 августа;

·       танкиста — второе воскресенье сентября.

Цель мероприятия: формирование чувства патриотизма, обобщение и конкретизация представлений о службе в белорусской армии, родах войск, видах военной техники посредством приобщения дошкольников к физической культуре и спорту.

Задачи:

·       закреплять представления о празднике, посвящённом Дню защитника Отечества;

·       развивать координацию движений, волевые качества, целеустремлённость;

·       воспитывать уважительное отношение к профессии военнослужащего и защитникам Отечества.

Материалы и оборудование: гимнастические палки — по количеству воспитанников, два конверта, ориентиры, различное оборудование для полосы препятствий, две ложки, мытый картофель, голубой берет, пилотка, канат, подставки с изображением военной техники, набивные мешочки.

 

Руководитель физического воспитания. Здравствуйте, ребята! За окном последний месяц зимы. Напомните, как он называется? (Февраль.) Верно! А в конце февраля нас ждёт праздник. Будем поздравлять наших пап, дедушек, братьев. Кто знает название этого праздника?

 

Ребёнок 1:

Чудесный праздник в феврале

Страна моя встречает.

Она защитников своих

Сердечно поздравляет!

Ребёнок 2:

На суше, в небе, на морях

И даже под водою

Солдаты мир наш берегут

Для нас, дружок, с тобою.

Ребёнок 3:

Когда я вырасту большим,

По всей стране, повсюду

Свою Отчизну защищать

И я надёжно буду.

Сл. Н. Мигуновой

 

Руководитель физического воспитания. Молодцы! 23 февраля вся страна поздравляет мужчин с Днём защитника Отечества. Многие мужчины служат или служили в армии. Они защищают нашу Родину от врагов, чтобы мы могли жить в мире и спокойствии. Как вы понимаете значение слова «родина»? (Ответы детей.) Родина есть у всех. У каждого человека она одна. Кто же они, защитники Отечества, ребята? (Солдаты, лётчики, моряки, пограничники, танкисты.) В армии могут служить не только мужчины, но и женщины. Они служат медсёстрами и врачами в медицинских частях, связистами и радистами в узлах связи. Вы, ребята, сейчас ходите в детский сад. Пройдут годы, вы вырастете, наберётесь сил, знаний, умений. Каждый из вас сможет выбрать себе военную специальность по душе и стать настоящим защитником Родины.

 

Руководитель физического воспитания. Предлагаю на время нашего занятия пройти настоящую подготовку к службе в Вооружённых Силах Республики Беларусь. Что нужно, чтобы вырасти здоровыми, крепкими и сильными? (Ответы детей.) Правильно! Каждое утро необходимо делать зарядку. Давайте-ка разомнёмся!

 

Выполняются общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками под музыку.

 

Руководитель физического воспитания. А сейчас предлагаю разделиться на две команды.

 

Ребята рассчитываются на 1–2, собираются в команды и выбирают ей название (например, «Факел», «Пламя», «Звезда», «Голубые береты», «Кокарда»).

 

Руководитель физического воспитания. Наши ребята внимательные и сообразительные. Давайте проверим, как вы умеете строиться и запоминать свои места в команде.

 

Вольно — стройся!

По команде «вольно» начинает играть музыка, воспитанники хаотично двигаются по залу. Когда музыка прекращается и звучит команда «стройся», ребята занимают свои изначальные места.

Команда, которая первой правильно построилась, получает звезду (в дальнейшем звезда присуждается за каждую победу в эстафете).