В будущее — с гордо поднятой головой
- 09 октября 2023 11:13:35
- Отзывов: 0
- Просмотров: 98
-
Маргарита Рыбинская, руководитель физического
воспитания яслей-сада № 247 г. Минска
Мария Бутенко, воспитатель дошкольного образования
яслей-сада № 247 г. Минска
В будущее — с гордо поднятой головой
Стремление
родителей приобщить ребёнка к передовым технологиям, к изучению иностранных
языков, подталкивание к получению престижных профессий — всё это поглотило
основные вехи воспитания: уважение, гордость за свою землю, изучение родной
культуры. В связи с этим нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста — одна из основных задач, которая решается во всех видах детской
деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Так воспитывают не только
патриотические чувства, но и формируют взаимоотношения ребёнка со взрослыми и
сверстниками, прививают любовь к родным местам, ощущение неразрывности с
историей, желание стать патриотом своей страны.
Патриотические чувства прививаются благодаря тому, что видит перед собой воспитанник, что вызывает отклик в его душе. Пропущенные через детское восприятие эмоции играют огромную роль в становлении личности. Нравственно-патриотическое воспитание — сложный педагогический процесс, поэтому он имеет протяжённость (учебный год) и определённые этапы.
Этап 1. Экскурсия в Музей боевой славы
Цель: приобщение
детей дошкольного возраста к историческому прошлому Республики Беларусь, к
изучению подвига белорусского народа во время Великой Отечественной войны.
В ходе
экскурсии воспитанники знакомятся с событиями Великой Отечественной войны, рассматривают
памятники, награды героев, фотографии, военную атрибутику и технику, чтобы прочувствовать
силу героизма и любви к Родине.
Этап 2. Выставка «Беларусь историческая»
Цель: получение знаний об исторических событиях на примере
литературы и искусства.
Воспитанники
посещают городскую библиотеку имени Янки Купалы, чтобы узнать, как при помощи
книг бережно сохраняются история страны, достижения знаменитых белорусов,
красота городов, памятники и природные объекты.
Этап 3. Народные праздники
Цель: закрепление знаний основ истории, фольклорных
народных элементов в деятельности.
Только
зная историю, изучая быт белорусов, можно стать патриотом своей страны.
Этап 4. Тематические прогулки по Минску
Цель: знакомство
с родным городом.
Воспитанники знакомятся с улицами и переулками, площадями и проспектами города Минска, его объектами. Это парки и скверы, набережная реки Свислочь, Дом правительства, стадионы и учебные заведения, выставки и места досуга.
Этап 5. Памятники ближайшего окружения
Цель: объяснение детям дошкольного возраста понятий
«памятник», «монумент», значения этих объектов для страны.
Воспитанники путешествуют к памятникам Бориса Окрестина, героя Великой Отечественной войны, Якуба Коласа, где прослушивают произведения писателя. У памятника Владимиру Мулявину звучат песни о родине на белорусском языке.
Этап 6. Природа родной страны и её охрана
Цель: приобщение
детей дошкольного возраста к созидательному труду на благо родного края.
Воспитанники отправляются в туристический поход, совмещая отдых и труд на природе, участвуют в экологическом конкурсе «Сохрани природу потомкам».
Этап 7. Белорусское музыкальное искусство
Цель: формирование представлений детей дошкольного возраста о белорусских народных инструментах, народных песнях, белорусских композиторах.
Воспитанники
с педагогами и родителями посещают концерты оркестра и ансамбля белорусских
народных инструментов по приглашению Белорусского государственного университета
культуры, слушают замечательные рассказы студентов, бывших выпускников яслей-сада
№ 247.
Этап 8. Спорт в нашей стране
Цель: закрепление представлений о спортивных объектах
города Минска, знаменитых спортсменах, заботе государства о здоровом образе
жизни своих граждан.
Воспитанники
посещают школьные стадионы, узнают, что школьники делают в определённых
спортивных зонах стадиона (беговая дорожка, прыжковая яма, турники и т. д.) на
занятиях физической культурой (становятся юными спортсменами — легкоатлетами).
Этап 9. Спортивный военно-патриотический праздник
Цель:
формирование чувства патриотизма, обобщение и конкретизация представлений о
службе в армии, родах войск, видах военной техники посредством приобщения
дошкольников к физической культуре и спорту.
Воспитанники на спортивном празднике проходят «боевую» подготовку, закрепляют умения работать в команде, знакомятся с военной терминологией, названиями войск, военной техники.
Юные защитники Отечества
Средство
воспитания патриотизма — физическая культура и спортивная деятельность ребёнка,
поскольку дошкольники наиболее эффективно развиваются в процессе собственной
активности. С юных лет человек должен понимать, что своё наследие нужно не
только любить и гордиться им, но и защищать его. Формирование у детей уважительного
отношения к белорусской армии, к сотрудникам силовых структур, развитие
различных физических качеств позволяет воспитывать современного патриота.
Спортивный
праздник «Юные защитники Отчества» — продолжение педагогического проекта по
нравственно-патриотическому воспитанию. Представленные выше этапы можно
завершить подобным праздником, приуроченным к государственным праздникам с
военно-патриотической тематикой, например дням:
· защитника Отечества — 23 февраля;
· Победы — 9 мая;
· пограничника — 28 мая;
· независимости Республики Беларусь — 3 июля;
· воздушно-десантных войск — 2 августа;
· танкиста — второе воскресенье сентября.
Цель мероприятия:
формирование чувства патриотизма, обобщение и конкретизация представлений о службе
в белорусской армии, родах войск, видах военной техники посредством приобщения
дошкольников к физической культуре и спорту.
Задачи:
· закреплять
представления о празднике, посвящённом Дню защитника Отечества;
· развивать
координацию движений, волевые качества, целеустремлённость;
· воспитывать
уважительное отношение к профессии военнослужащего и защитникам Отечества.
Материалы
и оборудование:
гимнастические палки — по количеству воспитанников, два конверта, ориентиры,
различное оборудование для полосы препятствий, две ложки, мытый картофель,
голубой берет, пилотка, канат, подставки с изображением военной техники,
набивные мешочки.
Руководитель
физического воспитания. Здравствуйте, ребята! За окном последний месяц зимы. Напомните,
как он называется? (Февраль.) Верно!
А в конце февраля нас ждёт праздник. Будем поздравлять наших пап, дедушек,
братьев. Кто знает название этого праздника?
Ребёнок 1:
Чудесный праздник в феврале
Страна моя встречает.
Она защитников своих
Сердечно поздравляет!
Ребёнок 2:
На суше, в небе, на морях
И даже под водою
Солдаты мир наш берегут
Для нас, дружок, с тобою.
Ребёнок 3:
Когда я вырасту большим,
По всей стране, повсюду
Свою Отчизну защищать
И я надёжно буду.
Сл.
Н. Мигуновой
Руководитель физического воспитания. Молодцы! 23
февраля вся страна поздравляет мужчин с Днём защитника Отечества. Многие
мужчины служат или служили в армии. Они защищают нашу Родину от врагов, чтобы
мы могли жить в мире и спокойствии. Как вы понимаете значение слова «родина»? (Ответы
детей.) Родина есть у всех. У каждого человека она одна. Кто же они,
защитники Отечества, ребята? (Солдаты, лётчики, моряки, пограничники,
танкисты.) В армии могут служить не только мужчины, но и женщины. Они
служат медсёстрами и врачами в медицинских частях, связистами и радистами в
узлах связи. Вы, ребята, сейчас ходите в детский сад. Пройдут годы, вы
вырастете, наберётесь сил, знаний, умений. Каждый из вас сможет выбрать себе
военную специальность по душе и стать настоящим защитником Родины.
Руководитель
физического воспитания. Предлагаю на время нашего занятия пройти настоящую
подготовку к службе в Вооружённых Силах Республики Беларусь. Что нужно, чтобы
вырасти здоровыми, крепкими и сильными? (Ответы
детей.) Правильно! Каждое утро необходимо делать зарядку. Давайте-ка
разомнёмся!
Выполняются
общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками под музыку.
Руководитель
физического воспитания. А сейчас предлагаю разделиться на две команды.
Ребята
рассчитываются на 1–2, собираются в команды и выбирают ей название (например,
«Факел», «Пламя», «Звезда», «Голубые береты», «Кокарда»).
Руководитель
физического воспитания. Наши ребята внимательные и сообразительные. Давайте
проверим, как вы умеете строиться и запоминать свои места в команде.
Вольно — стройся!
По команде «вольно» начинает играть
музыка, воспитанники хаотично двигаются по залу. Когда музыка прекращается и
звучит команда «стройся», ребята занимают свои изначальные места.
Команда, которая первой правильно
построилась, получает звезду (в дальнейшем звезда присуждается за каждую победу
в эстафете).