Воспитание личным примером
- 28 сентября 2023 14:04:55
- Отзывов: 0
- Просмотров: 328
-
Воспитание личным примером
Герой рубрики «Личность» — преподаватель колледжа цифровых технологий Александр Северин. Недавно педагог в соответствии с решением руководства Мингорисполкома был удостоен почётного звания «Минчанин года». В столичном колледже, где успешно реализуются инновационные проекты по инклюзивному образованию, он трудится с 2019 года. В рамках экспериментальной деятельности тотально незрячему педагогу предстоит преподавание программирования в группах нормотипичных учащихся.
Александр Северин родился в деревне Казазаевка Речицкого района Гомельской области. Деревня находится почти в черте Речицы, предполагается, что её скоро присоединят к районному центру. Однако учиться ему довелось в 60 километрах от дома — в Василевичской общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей. Благо туда ходил прямой поезд и родители имели возможность забирать ребёнка домой хотя бы на выходные, а вот многие его сверстники оставались в интернате от каникул до каникул.
— Александр Владимирович, с каким чувством вы вспоминаете
свою школу и учителей?
— Я поступил в школу в 1986 году, во времена существования Советского
Союз. Тогда понятия «инклюзия» вообще не существовало, и обучение детей с
особенностями, в том числе слабовидящих, осуществлялось в системе специального
образования в интернатах, и это считалось нормой. Мне, наверное, повезло: у нас
была замечательная школа, и учителей я вспоминаю только с теплотой и
благодарностью. Те знания, которые они дали, те моральные качества, в том числе
стремление к достижению поставленных целей, которые они сформировали, помогают мне
на протяжении всей жизни. Моей первой учительницей была Клара Николаевна, а одним
из моих любимых предметов в школе — математика, которую преподавал Василий Федосович. Он нас здорово гонял, за что ему отдельное спасибо.
А директором школы был Игорь Сергеевич Цесуро. Помню его как хорошего человека
и крепкого управленца, благодаря которому, возможно, школа из городского посёлка
Василевичи в своё время так и не была переведена, скажем, в Гомель или другой
более крупный населённый пункт.
— Соответственно, профессионализм педагогов советской
специальной школы вы оцениваете высоко?
— Совершенно верно. Со средним баллом около пяти в
свидетельстве за девять классов общеобразовательной школы поступил в
сельскохозяйственный техникум. Во время учёбы не было ощущения, что у
меня не хватает каких-либо знаний. Напротив, всегда чувствовал себя уверенно. Отношение
к выпускникам спецшкол, попавшим в среду, где обучаются обычные дети, было, я
бы сказал, несколько пренебрежительное, особенно со стороны ребят, обучавшихся
в городских учебных заведениях. Меня это всегда удивляло, ведь я знаю не хуже
тот или иной предмет, допустим, математику. Сложность заключалась лишь в
том, что я с пятью процентами зрения не видел написанного на классной доске. Я
ждал, пока все запишут задание, и только потом шёл к доске и переписывал его. После
этого возвращался за парту и спокойно всё решал. В какое-то время у меня даже образовался
«творческий тандем» с соседом по парте. У одногруппника не очень хорошо было с
математикой, и мы с ним распределили роли: он быстро мне всё переписывал, я
решал, а он затем у меня списывал.
Поначалу Саша Северин особо «не отсвечивал», не стремился
показать, что способен решать математические задачи быстрее ребят, которых
учитель считал сильными. Как-то преподаватель задала классу
очередную задачу и через какое-то время с нетерпением спросила: «Ну что,
решили?» В ответ тишина. И тут сосед Александра по парте решил отличиться и поднял
руку: «Мы решили!» Однако повторить решение у доски у него не получилось. Но в тетрадях
задача действительно была решена правильно, в чём педагог убедилась, проверив
решение. Тогда-то и выяснилось, что выпускник специнтерната Саша Северин решает
задачи быстрее, чем выпускники престижного лицея и городских школ.
— А когда вы увлеклись компьютерными технологиями?
— После 2010 года, когда мне уже было 30, я осознано получил
компьютерное образование в Гомельском государственном университете. Но
несмотря на имеющееся высшее образование, устроился на гомельский завод
«Светотехника», где работают незрячие люди. И вот там впервые встретил
незрячего человека, работающего за компьютером, причём в отделе маркетинга. Поскольку
у него периодически возникали проблемы с техникой, которые он не мог решить самостоятельно, я для него был своеобразным «компьютерным доктором». Со
временем стал неплохо разбираться в компьютерах и мог устранить многие
неполадки.
Вскоре Александр Северин уже сам объяснял незрячим коллегам, что и как можно починить самостоятельно, чтобы ни от кого не зависеть. В то время на заводе было решено открыть компьютерный кружок. Соответствующее образование как раз-таки и пригодилось: вести занятия для незрячих предложили именно Александру, у которого уже был и достаточно большой опыт, и авторитет среди коллег.
— Счастливый случай?
— С одной стороны, да, а с другой — кружок требовал некоторой
предварительной подготовки, а это предполагает усовершенствование знаний и
развитие имеющихся навыков, к чему я подсознательно и стремился. Коллеги на
заводе поначалу надо мной посмеивались: мол, с высшим образованием, а работу выполняешь
такую же, как и они, которые окончили лишь школу. Но когда стал вести для них
кружок по обучению компьютерной грамотности, подшучивать перестали.
— А как вы оказались в Минске?
— На заводе в Гомеле проработал десять лет. Однако на предприятии
начала складываться не очень хорошая ситуация: работы не было, людей увольняли,
определённые трудности намечались в экономике, кружковая работа
сворачивалась. Пришлось перевестись на полставки, со временем появилась другая
работа. А потом познакомился с девушкой из Минска. Задумались, где будем
жить. Была мысль, чтобы она переехала ко мне, но решили, что всё же остановимся в Минске. С 2014 года здесь и живу. У меня семья, ребёнок.
Бороться за рабочее место в БелТИЗ Александр Северин не счёл нужным,
хотя у него был и опыт работы, и образование, и различные сертификаты,
свидетельствовавшие о достижениях. Перебивался на первых порах программированием,
брал заказы, которыми его обеспечивали знакомые из Гомеля, по обслуживанию сайтов
и их доработке. После этого несколько лет курировал информационную сферу в частной
организации, занимавшейся вопросами реабилитации инвалидов на коммерческой
основе. А затем поступило предложение от столичного колледжа электроники,
нынешнего Минского государственного колледжа цифровых технологий.
— В колледже открывали класс для обучения незрячих, и администрация
учреждения искала человека, который мог бы преподавать этой категории учащихся.
Требовался человек, который хорошо бы разбирался и в ассистивных технологиях для
незрячих, и в программировании. У меня на тот момент был диплом программиста и опыт
работы в кружках системы дополнительного образования, различные сертификаты, и поэтому
меня взяли мастером производственного обучения.
Согласно законодательству мастером производственного обучения
может быть человек с профильным образованием, но без педагогического
образования. Однако Александр Северин решил восполнить пробел в знаниях и поступил
в Республиканский институт профессионального образования. Сейчас продолжает обучение
в аспирантуре РИПО.
— Обучение в РИПО — важный этап в жизни?
— Конечно. Работая с людьми, я делал что-то интуитивно, где-то
опирался на самостоятельно полученные знания. Но учёба в РИПО помогла систематизировать
разрозненную информацию, которой я владел и которую приобретал в общении,
дискуссиях с коллегами-преподавателями. Некоторые мои взгляды существенно перестроились,
например по поводу обучения и воспитания. Если раньше считал, что воспитывать
ребят должны соответствующие специалисты, то теперь смотрю на это по-другому.
На самом деле роль каждого педагога в воспитании учащихся колоссальная, и необходимо
осознавать, что в первую очередь мы воспитываем их личным примером на каждом
занятии, во время общения на переменах. И от того, что каждый из нас в них
заложил, как поддержал в трудную минуту, разрешил сомнения, зависит, какой путь
они выберут и будут ли с благодарностью вспоминать своих педагогов.
— А в чём суть ассистивных технологий для незрячих и
слабовидящих?
— Ассистивные технологии — это термин, который включает любые
программы, устройства, системы и технологии, связанные с компенсацией каких-либо
проблем со здоровьем человека. Что касается ассистивной технологии для
незрячих, то речь идёт прежде всего о программном обеспечении. Надо понимать,
что в компьютере, который стоит передо мной, нет ничего специального. Если я его
не трогаю, он не будет ничего делать. Но если я начинаю выполнять какие-то
действия, то компьютер мне сообщает, какие операции я произвожу. Есть
заблуждение, что компьютер играет роль ведущего, а незрячий пользователь —
ведомого. Это не так. Незрячих приходится зачастую переучивать и объяснять, что
именно от них зависит, что будет озвучивать компьютер. Выполняя какие-либо действия,
одновременно необходимо слушать, что говорит компьютер, анализировать
информацию и строить дальнейшую работу. Компьютер просто ассистирует,
подсказывает, какие операции выполняются. На основе подсказок необходимо
сделать вывод, все ли действия правильные или же нужно что-то переделать, чтобы
двигаться дальше.
— Скорость набора на клавиатуре выше у тех, кто умеет
работать вслепую. Здесь тоже важен этот элемент?
— Слепой пальцевый метод набора на клавиатуре мы проходим в
самом начале занятий. Но стоит признать, что процент лентяев среди незрячих
такой же, как и среди обычных людей. Они продолжают печатать одним или двумя пальцами,
игнорируя метод, который позволит им работать быстрее. Вместе с тем среди
незрячих есть люди, которые воспринимают информацию медленно, и от того, что человек
будет печатать быстро, ситуация не изменится. Это скорее важно для тех, кто
быстро воспринимает информацию. Но метод такого набора мы всё равно изучаем со
всеми учащимися. Я разработал специальный тренажёр, который озвучивает то, что печатается
на клавиатуре. Если допущена ошибка, тренажёр издаёт предупреждающий сигнал, и
в зависимости от режима нужно либо повторить действие, либо продолжить печатать.
Чаще всего тренировка идёт в режиме повторения: пока не напечатаешь правильную
букву, дальше продвинуться не можешь.
— Работа с незрячими детьми отличается от работы со
слабовидящими или же это единая методика?
— Стараюсь разрабатывать максимально обобщённые методики,
чтобы они работали и на нормотипичных, и на слабовидящих, и на незрячих. Это
должен быть универсальный инструмент. Если мы говорим об инклюзии, то чем
больше у нас будет иных методик, тем меньше шансов, что она будет результативна.
Инклюзия — это не только про людей с инвалидностью, и даже, можно сказать, не
столько для людей с инвалидностью. У педагога должна быть универсальные приёмы,
с которыми он может прийти в группу, где будут учиться разные учащиеся. Это
позволит не выделять часть из них в отдельные группы. Например, незрячим не
нужны презентации, у них нет визуальной составляющей, а презентация — это в
основном именно визуальный компонент. Незрячим можно объяснить тему словами. Если
же я занимаюсь со зрячими или слабовидящими учащимися, то им без презентации
бывает сложно усвоить материал, им нужна визуализация. Поэтому при подготовке к
занятиям составляю текст для объяснения и создаю презентацию.
— А как вы контролируете демонстрацию презентаций?
— Опять же с помощью ассистивных технологий Microsoft Office.
PowerPoint позволяет создавать презентации и затем их прокручивать. При этом попутно
озвучивается, что я делаю. С помощью презентаций PowerPoint я и сам читаю свои
слайды, а презентации могу давать даже незрячим учащимся. Делаю так: на экране
идёт презентация, которую смотрят те, кто видит, а незрячим выкладываю её на
сервер, с которого они её скачивают и запускают у себя на компьютерах. Тем, кто
видит, я объясняю материал словами, а незрячим даю паузу, чтобы они могли «прочитать»
её самостоятельно. Скажем, на сладе приводится пример кода. Зрячий человек его увидел,
незрячий — с помощью клавиатуры «просмотрел», и я дополнительно объяснил то,
что было непонятно, ответил на возникшие вопросы. Вот так я стараюсь строить
свои занятия, чтобы каждый учащийся усвоил материал. В этом, на мой взгляд, и
заключается инклюзия.
В прошлом году учащиеся Александра Северина изучали основы
алгоритмизации и программирования. На первом курсе это базовый предмет. При
этом он признаётся, что интерес к предмету старается поддерживать за счёт
мини-проектов. Ребята ведь к нему пришли с надеждой на то, что они будут
разрабатывать игры, получать результат, но, если давать им только уравнения
программирования, то энтузиазм может и пропасть.
— Говорю: да, теория, какие-то алгоритмы и основы, которые
мы изучаем, важны, но вы можете попутно разработать любую программу, которую
считаете возможным создать на текущий момент. Есть моё задание, но вместе с тем
есть ещё и ваша добрая воля: напишите программы с использованием тех знаний,
которые у вас есть, программы, которые не связаны с изучаемыми уравнениями, и
принесите их на занятие.
— Какой совет вы могли бы дать педагогам, которые работают со
слабовидящими детьми в интегрированных классах минских школ?
— Считаю категорически неправильной ситуацию, когда ребёнок
с плохим зрением не имеет представления об ассистивных технологиях и не умеет
пользоваться компьютером. Сегодня компьютер для слабовидящего и незрячего — это
без преувеличения окно в мир, это инструмент, с помощью которого он сможет зарабатывать
себе на жизнь. Точно так же, как белая трость — продолжение моей руки, точно
так же компьютер — продолжение моего интеллекта и профессиональных навыков. Необходимо
понимать: любому незрячему человеку сегодня нужно быть на уровне как минимум
оператора ЭВМ, как максимум — хотя бы что-то знать о программировании. Эти
основы должны быть обязательно заложены в школе. Чем лучше выпускник будет
разбираться в компьютере, тем проще ему найти работу. Поэтому ребят с плохим
зрением или незрячих надо направлять, настаивать
на необходимости обучения, а не смотреть на то, как они становятся инвалидами,
относясь к ним с жалостью. Надо бросить все силы на то, чтобы каждого такого
ребёнка максимально социализировать, и тогда людей, нашедших себя и приносящих
пользу обществу, станет больше.
Беседовал Александр КАМЕНЧУКОВ